Ночь, метель. На дороге переметы. В далеком 2016 году в Оренбургской области на трассе замерзли люди. Мы подъезжали к Орску с другой стороны…
Вспоминаем Орск, январь, 2016
Напомню предысторию: в 2016 году, 1 января мы поехали в Орск из Челябинска. Выехали мы поздно, около 12 дня, навигатор показывал 8 часов в дороге. Плановое прибытие около 8 вечера, уже в ночь. Где то под Бредами начались первые признаки непогоды: трассу переметало, уже ощутимо. Шильда, заправка до полного бака. Ещё пару десятков километров. И стоп.
Как выглядела трасса можете посмотреть на видео с регистратора.
Время семь часов вечера, мы стоим на перевале, перед нами две фуры, пару легковых… На улице метет так, что одежду продувает на сквозь.
Пару кросоверов пытается проехать вперёд, но выбирается из заносов один патриот на внедорожной резине. Проходит час. Двигатель глушить бесполезно, салон выдувает за пару минут… Ещё пару часов. Уже некоторое время нам говорят, что скоро приедет тяжёлая техника. Ждём.
Время к десяти вечера, ситуация не меняется. Мысленно готовимся ночевать, вспоминая уютную гостиницу в Бредах…
Через несколько минут к нам подойдет человек из соседней машины и попросит пустить погреться. У них кончается бензин…
Уже в тепле, в школе, с кружкой чая и конфетами, который принес местный глава, мы узнали, что в соседней машине были ребята из Екатеринбурга. Девочка в тонких колготках, не по зимнему одетая, на протяжении последних нескольких часов беспрерывно звонила в МЧС. Именно благодаря ей мы обрели крышу над головой.
Тогда никто не бросился нас спасать. Мы выехали своим ходом до Теренсая. В обратную сторону, пять машин, остальные остались на трассе ждать. Утром нам сказали, что трассу расчистили к часу ночи. Дотянули бы мы до этого времени?
В это время на трассе Оренбург-Орск замерзали люди… Они провели в в снежном заторе больше суток.
Что положить зимой в машину
Во-первых нужен off line навигатор с загруженными картами. Подойдёт maps.me, osmand, Яндекс-карты (загрузите карты заранее и выключите автоматическое обновление). Почему он нужен? Навигатор покажет все изгибы дороги, резкие повороты, позволит не слететь с трассы, когда при минимальной видимости нужно ехать вперёд. .
Во вторых — еда и вода. Даже если вы едите на 200-300 км, бутерброды и тёплый чай (именно чай, а не кофе!), бутылка воды, поможет спокойно пережить некоторое время.
В третьих — запас бензина для машины. Когда мы стояли, в трубу улетело половина бака. Если бы не было второй половины, нам бы пришлось идти пешком. Считается, что на холостом ходу отечественное авто потребляет 2-3 литра за час. По мне так ушло немного больше. 4 часа — 10 литров. Сутки — 60 литров.
В четвёртых — источник тепла и света. Опыт рыбалки показывает, что таким источником может быть и свеча, об которую можно погреть руки, саморазогревающаяся грелка, которую можно спрятать под одежду… Выбор огромный. Чтобы предотвратить “выдувание” тепла из машины, ее можно накрыть тентом.
Одежда. В джинсах или капроновых колготках выжить на морозе не реально. Хороши в дороге лыжные костюмы — их не продувает, валенки!, в обычной обуви ноги потеют, становятся мокрыми и замерзают. Валенки — это полезно.
В заключении стандартный набор автомобилиста зимой: бутылка незамерзайки про запас, лопата для отрывания машины.
Кусок здравого смысла о палатках, горелках и погоде
В сети можно встретить идею об использовании газовых горелок для отопления салона авто. В этом способе есть свои плюсы и минусы. Главный минус — обычный газ замерзает уже при минус десяти градусах. Если в машине уже холодно — отогреться горелкой может не получиться. Плюс угарный газ. Хорошо бросить в машину спальник или одеяло. Спальник даже с температурой +5 — это лучше, чем ничего в критической ситуации.
При адском сбивающем с ног ветре поставить палатку будет не реально. Палатка, с печкой хороша при случайной поломке на трассе (и да, в Оренбурге трудно будет найти дрова).
Самый главный совет — следите за погодой. Если температура резко упала — лучше остановиться и пересидеть в гостинице. Переметы на трассе — лучший признак того, что пора остановиться и поискать ночлег. Следите за дальнобойщиками — если становится много фур на обочинах, в нетипичных местах для этого, то это повод остановиться или позвонить в МЧС.
МЧС, кстати, вполне лояльно относятся к вопросам о трассах и погоде после гибели людей в Оренбургской области.
Дорога не прощает ошибок.